Поезд Победы 2020 Вопросы и Ответы
Вам уже исполнилось 12 лет?
Нет
Да

Вопросы и Ответы

Что это за проект?

«Поезд Победы» – это первая в мире передвижная иммерсивная инсталляция. Экспонаты расположены прямо в вагонах подвижного состава поезда. Однако эта выставка уникальна не только своим расположением, но и своим наполнением. Помимо многофигурных композиций, интересно также ее мультимедийное сопровождение: 50 видеопроекторов, 18 видеостен, 12 тач-столов, — всё это позволяет сделать экспозицию более проникновенной, а ощущения от увиденного — более острыми. Поезд состоит из 8 вагонов, каждый из которых посвящен отдельному периоду 1940-х годов. «Поезд Победы» — масштабный исторический проект, приуроченный к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Он станет завершающим мероприятием Года памяти и славы.

Организаторами акции выступает Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, которое провело огромную работу по наполнению содержательной части экспозиции; ОАО «Российские железные дороги», которое предоставило специальный железнодорожный состав из восьми тематических и четырех технических вагонов, ставший экспозиционным пространством для нового иммерсивного музея. Опытная поездная бригада работает на передвижной экспозиции на протяжении всего пути следования. Группа петербуржских художников из творческой мастерской «Невский баталист» во главе с Дмитрием Поштаренко – авторы идеи и создатели «Поезда Победы». Над проектом работала команда из 70 человек. Медиагруппа «Красный квадрат» стала системным интегратором проекта, разработав специальную IT-систему для управления оборудованием и контентом в поезде. Это позволяет создать единую экспозицию, соединяющую реальные музейные экспонаты и современные мультимедийные возможности.

Из чего состоит экспозиция?

Выставочная экспозиция повествует о бессмертном подвиге советского народа в Великой Отечественной войне. Ее лейтмотивом является принцип погружения посетителя в реалии военного времени. Зайдя в поезд в начале экспозиции, пассажир сможет «пройти» долгую дорогу войны, которая, по задумке авторов, начинается с теплой весны 1941 года и заканчивается победным маем 1945-го.

Нулевой вагон является входной зоной и отправной точкой путешествия по «Поезду Победы». Здесь посетитель может получить аудиогид, узнать о количестве и тематике вагонов, с помощью видеороликов познакомиться с историей создания и авторами проекта. Помощником выступает центральный объект вагона — голографический инструктор.

Далее посетитель попадает в довоенное время, где за окном — мирная жизнь. Это пассажирский вагон, в котором едут самые разные люди: инженеры, пионеры, летчики. Каждый из них мог стать цветом нашей страны, заложить основы ее будущего благополучия. Но этому не суждено было сбыться. Через несколько часов начнется война.

Далее можно увидеть совсем юных мальчишек, едущих на фронт. На лицах застыл страх неизвестности и надвигающейся беды. В руках у них смертные медальоны. Во второй части вагона посетители попадают в настоящий окоп, где на собственном опыте могут отчасти ощутить, какого это — находиться под обстрелом.

В следующем вагоне в сопровождении аудиогида участники экскурсии «окажутся» в концлагере. По словам авторов проекта, это одна из самых эмоционально сложных точек маршрута. Так, Дмитрий Поштаренко, главный идейный вдохновитель команды «Невский баталист», которая и создала выставку, рассказывает, что проводницы, живущие в поезде, боятся ночью проходить через этот вагон: настолько сильными получились образы узников.

Сразу после экспозиции концлагеря посетители попадают в санитарный вагон. И здесь тоже поле боя, только это бой за жизнь солдат, искалеченных войной. Главная цель этого вагона — напомнить о труде и подвиге медиков на фронте и в тылу. Тут же посетители смогут узнать о научных разработках советского народа, которые помогли победить врага.

Есть в составе и банно-прачечный вагон. Здесь посетители впервые столкнутся лицом к лицу с вражескими солдатами: сюда привели пленных немцев, и среди них — генерал-фельдмаршал 6-й армии Фридрих Паулюс, взятый в плен под Сталинградом.

Далее экскурсанты попадают в теплушку в составе поезда, идущего к Ленинграду по железнодорожной ветке Поляны — Шлиссельбург («Дорога Победы», она же «коридор смерти»). Одна часть вагона занята пассажирами, другая — грузом. Тут же посетители впервые увидят кошек, которых завезли в Ленинград во время блокады и после нее для борьбы с крысами.

Пройдя еще один тамбур, экскурсионные группы окажутся в штабе Константина Рокоссовского. Увидят знаменитый стол, за которым полководец обсуждал план операции «Багратион», а также узнают тайну находящихся здесь мокроступов.

Последний вагон посвящен Победе и триумфальному возвращению советских солдат. И здесь, по замыслу авторов проекта, посетители должны прочувствовать, какую цену заплатил наш народ за Победу. Здесь жизнь и смерть идут рука об руку, запечатленные в фотографиях, которые делают счастливые бойцы в одном купе, и в поминках по погибшим товарищам – в другом.

Все эпизоды экспозиции «Поезда Победы» связаны единым художественным аудиорассказом от лица женщины-железнодорожника. В экспозиции имя главной героини – Лидия, а ее прототипом стала Елена Чухнюк – машинист паровозной колонны, водившая в период Великой Отечественной войны воинские поезда с оружием и боеприпасами к линии фронта.

Как попасть на поезд?

Для того, чтобы ознакомиться с экспозицией «Поезда Победы» необходимо пройти предварительную регистрацию на сайте проекта. Там любой желающий может выбрать удобный для него день и время для посещения передвижного музея. Важно помнить, что приходить нужно к строго назначенному времени, так как в связи с непростой эпидемиологической ситуацией для посещения поезда формируются небольшие группы до 10 человек. Кроме того, на сайте доступен виртуальный тур в формате 360. Его можно посмотреть в любое удобное время, не выходя из дома.

Приедет ли поезд в мой город?

«Поезд Победы» отправился в свое первое путешествие 23 октября с Белорусского вокзала. За месяц он посетил 13 городов, среди которых Архангельск, Мурманск, Псков, Санкт-Петербург, Тула, Курск, Новороссийск, Волгоград, Керчь и Севастополь. 

Сейчас экспозиция передвижного музея «Поезд Победы» путешествует по городам страны. О расписании движения экспозиции можно следить на сайте проекта, а также в социальных сетях. Расписание формируется не более чем на три недели.

Обращаем Ваше внимание, что посещение экспозиции возможно только малыми группами от 6 до 9 человек одновременно и только по предварительной регистрации ввиду иммерсивного характера выставки, малого свободного пространства внутри вагонов и действующими ограничениями по нераспространению коронавирусной инфекции.

На сайте проекта (поездпобеды.рф) представлен виртуальный тур по нашей экспозиции.

Почему поезд запускают во время пандемии?

«Поезд Победы» — масштабный исторический проект, приуроченный к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Он станет завершающим мероприятием Года памяти и славы, многие мероприятия которого были перенесены, отложены или проведены в усеченном режиме из-за пандемии. Безопасность посетителей для организаторов проекта — превыше всего, поэтому было принято непростое решение ограничить доступ в поезд для небольших групп школьников и студентов в качестве поощрения за особые успехи в учебе, спорте или общественной деятельности.

Война закончилась 75 лет назад, и с каждым годом живых свидетелей становится всё меньше, поэтому очень важно сохранить память об их подвиге для молодого поколения. Очень важно, чтобы сегодняшняя молодежь понимала, через какие муки и испытания прошли их предки. Почему смогли выстоять и победить. Наша ответственность перед будущими поколениями – сделать всё, чтобы не допустить повторения подобных трагедий, во имя памяти миллионов людей, погибших и пострадавших.

Какие меры безопасности принимаются для нераспространения COVID-19?

Организаторы проекта учли все необходимые требования и рекомендации Роспотребнадзора по организации посещения выставочной экспозиции.

В частности, для всех посетителей приобретены индивидуальные средства защиты — перчатки и маски, в каждом вагоне установлены бесконтактные санитайзеры для обработки рук и рециркуляторы для обеззараживания воздуха. Кроме того, всем посетителям при входе в первый вагон будет производится бесконтактный контроль температуры тела, соответственно, в случае, если у посетителя будет наблюдаться повышенная температура выше 37°С, то он не будет допущен к просмотру экспозиции.

Санитарная обработка поезда будет производиться каждые 4 часа в течение работы экспозиции. Помимо этого, наши организаторы — поездная команда, которая сопровождает экспозицию на всём пути следования, и волонтеры — пройдут вакцинацию против гриппа с учетом индивидуальных противопоказаний, а также перед началом мероприятий в каждом регионе всем заранее будет проводиться обязательное ПЦР-тестирование на наличие новой коронавирусной инфекции.

Мы работаем в тесном контакте с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также с Управлением Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту и с территориальными подразделениями ведомства по реализации проекта. В каждом регионе будут соблюдены профилактические требования и рекомендации.

В сложившейся эпидемиологической обстановке мы должны быть разобщены и собираться группами не более 5 человек. Подчеркнем, что наша экспозиция уникальна, и пространство поезда само по себе не дает возможности собраться группам более 5 человек.

Какое отношение эта инсталляция имеет к памяти о войне?

Миллионы советских людей погибли во время Великой Отечественной войны ради того, чтобы у нас с вами было будущее. Все эти люди – настоящие герои, которые не ждали почестей, славы или богатства. Они просто хотели, чтобы мы с вами жили. И помнить их — наш священный долг.

К сожалению, живых свидетелей тех событий с каждым годом становится всё меньше, а молодежь почти не интересуется литературой и фильмами о войне. Они живут в другой реальности, в мире технологий. Именно поэтому, для того, чтобы сделать материал доступным для восприятия молодого поколения, авторы проекта соединили душевные, а кое-где и личные воспоминания о том времени с современными мультимедийными технологиями. Благодаря этому проект позволяет по-настоящему погрузиться в реалии военных лет.

«В вагоне было просторно, и мы частенько залезали на багажные полки под самый потолок под лучи ярких электрических ламп, где мирно и дружественно проводили время. Эти полки мы называли, конечно, не иначе, как "раем", ибо на них было чертовски уютно и душепокоряюще».

Лев Федотов

советский школьник, ставший известным благодаря сделанным им в своем дневнике прогнозам

Дорога на фронт

20.03.1942

От кого: Масарновского Ефрема Евдокимовича

Откуда: С фронта, село Шевченко, Харьковская область

Кому: Масарновской Екатерине Тимофеевне

Куда: Город Нальчик

Здравствуйте, дорогая моя семья: Катя, сынок Вова, Толя и доченька Вера. В первых строках моего письма я посылаю вам свой привет и желаю всего хорошего в вашей жизни. Быть здоровыми и пожелайте мне всего хорошего, т.к. я сейчас сижу пишу письмо и все слышно, что делается на фронте, и слышно, как грохочут пушки, пулеметы и другое. Так вот, дорогая женушка Катя, и мои детки, если вы счастливые, то я может быть вернусь и снова станем жить как жили. 22 марта нужно будет предполагать, что я уже буду сражаться с фашистскими захватчиками, т.к. фронтовой гул очень близко, каких-нибудь 15-20 км, ну ничего, только, дорогая женушка и семья, я прошу вас, чтобы вы мне тоже пожелали моих успехов, моей победы и вернуться благополучно домой и снова заживем счастливой жизнью. Передавай привет всем Бабровским и Варе и Шуре и скажи тете Бабровской, чтобы она прописала Дмитрию Даниловичу о моей судьбе, что я нахожусь в таком положении, как он думал, а буду на самой передовой линии. Если увидишь механика Чернова, то ему тоже передавай привет. Словом, передавай привет всем, которые меня знают. Писал я тебе из города Воронежа, но нас привезли сюда, в Харьковскую область из Воронежа. Мы побыли три дня и потом мы снова погрузились на поезд и прибыли 20 марта сюда, в Харьковскую область. Но большое наше счастье, что мы благополучно переправились поездом. Словом, буду жив и закончим эту навязанную Гитлером войну, тогда устно все расскажу. С тем до свидания, передавай привет Маме от меня, о моей судьбе, о мне. Дорогая Катя, сейчас писать всем трудно, потому что я сейчас сам не свой. С тем, до свидания.

Письмо из эвакуации

18.06.1942

От кого: Пятачкова Павла Дмитриевича

Откуда: Южнокамск (Эвакуация), Молотовская обл., ул. Ким, д. 2

Кому: Пятачкову Андрею Павловичу

Куда: г. Казань завод №2, ул. Чехова, д. 2/3, кв. 3

Здравствуй, дорогой сынок Андрей Павлович, шлем тебе сердечный родительский привет, желаем наилучших успехов и доброго здоровья от родителей, твоих папы и мамы, и сестры Ксении, Вали и Рае. Андрюша, могу тебе сообщить, что я доехал до своих в порядке, от Молотова 25 км шел пешком, а остальной путь ехал, наши все живы, но продуктов у них кое-каких нет. Мука есть, нет картошки и нет никаких жиров. Придется мне опять идти в поход. Андрей, в эту ночь под 14-е я билета так и не достал, всю ночь сидел на вокзале, пристроился с военными, а так с вокзала выгонят, а утром 14 июня я достал билет случайно на добавочный поезд и был очень доволен. Несмотря на то, что он был товарный, но вот в 3 часа дня стали давать на Свердловский поезд, я был первый в этой кассе. Давали сперва транзитным, ну подаю так это и я среди транзитников. Смотрю к моему удивлению выдали и мне, хотя с возражением кассирши. И только дали мне один билет и касса объявила, мест больше нет. Я первый билет продал за свою цену, а с этим билетом уехал в Пермь через Свердловск. В Свердловске попал с поезда и прямо на поезд, но только вагоны товарные. От Свердловска до Перми ехал в товарном вагоне, но шел поезд быстро, ехал аккуратно сутки. От Молотова до своих половину ехал, а половину шел пешком. Конечно, порядочно устал, но здесь у наших дошла картошка, а они одно боятся идти, потому что здесь стали отнимать продукты и вещи. 19-го числа придется идти в путь за картофелем. Иван им прислал письмо и пишет, что завод хлопочет о возвращении обратно в Москву оставшихся здесь людей, если это удастся, то может быть скоро отсюда уедем. Павлу буду посылать телеграмму, чтобы прислал денег. Ну пока все. До свидания. Шли письмо и пропиши сколько заплатили за сапоги, за починку и приходил ли к тебе Трифонов. Андрей, если тебя мобилизуют там, то может быть, если успеешь пришли сюда нам бумажку и вид справки, что тебе действительно мобилизовали. Я по такой бумажке буду хлопотать, чтобы приехать за твоими вещами. Ну пока, до свидания. С приветом к тебе, твой папа.

Письмо из санитарного поезда

03.04.1945

От кого: Киселева Иннокентия Марковича

Откуда: Из санитарного поезда, проездом через Москву

Кому: Васильевой Антонине

Куда: Москва 68, Восточная ул., кор. 7 кв. 263

Здравствуй, Тонюша!

Вот я и в Москве, наш санпоезд двигается дальше, буду в Иванове, рядом с Москвой. Дела идут хорошо. Вот видишь, пишу уже правой рукой, но рана на ней ещё большая. Вчера стоял на ногах только 5 минут. Скоро буду ходить. Левая нога имеет три раны, чувствует себя прекрасно. Правая – четыре раны, тоже чувствует хорошо. Повреждены только мягкие ткани. Как говорят, «заживет как на собаке!» Приеду в госпиталь, напишу. А пока крепко, крепко целую тебя.

Твой Кеша.

Письмо с фронта

От кого: Макарова Михаила Фёдоровича

Кому: родным

Куда: Молотовская обл., В-Городковский, д. Комариха

Здравствуйте, Мама, Шура, Маня, Витя, Лиза, Люся. Пишу ——— из города, ранее захваченного немцами. —— от него очень далеко. В —— говорят, слышна орудийная стрельба. Видел разрушенные дома, а стекла во всех домах выбиты. Приехали утром. Сейчас сходили в поезд-баню. Помылись очень хорошо. Здесь уже тает, а мы в валенках, так что не очень приятно. Москву посмотреть не удалось, очень жаль. Ну ничего.

До свидания.

Ваш Макаров М.

Письмо с фронта

09.08.1944

От кого: Ирины

Кому: Лаврентьеву Юрию Александровичу

Куда: г. Иркутск, ул. 5-ая Красноармейская, №15 кв. 4

Здравствуй, папа! Вот уже кажется и недалека цель, но продвигаемся медленно. В настоящее время проезжаем по территории, бывшей в оккупации у немцев. На каждом шагу можно встретить следы войны. По линии железной дороги окружают железные скелеты от разрушенных вагонов, паровозов, мостов. В полях навсегда остались лежать немецкие «тигры» и «ферденанды», скелеты машин. Развалины домов, вокзалов и пр. Была в Харькове. Красавец город представляет развалины. В городе тяжелый запах. Но, не смотря на это, город живет полной жизнью. Работают учреждения, во всю идут восстановительные работы. По улицам на тележках, лошадях и машинах со всех сторон возвращаются эвакуированные. Картина, конечно, очень тяжелая. Ты её можешь видеть на экране в кино. Что я видела в кинодорожках, теперь все представилось моим глазам наяву.

Несмотря на все это, жизнь здесь недорогая. Хлеб на рынке 100 руб. буханка. Молоко 20 руб. литр, яички 50-60 руб. Масло 200 руб. кг. Сметана 10 рублей стакан. Вишня, малина, смородина 4-5 руб. стакан. Отведала вишень и с ветки рвала сама. Что касается природы, то природа здесь своеобразно красива, много садов, на полях уже местами жнут хлеб. Но папа, ты как сибиряк должен гордиться и сибирской природой. За все время дороги нигде не проезжала таких могучих, стройных лесов – нигде нет леса лучше сибирской тайги и нет реки лучше Ангары. В отношении здоровья все в порядке.

Изнемогаем все от жары, весь день чуть ли не нагишом и кутаешься в мокрое. Погода очень жаркая, по ночам очень часто бывают грозы. Ну, папа, пока всего хорошего. Из Харькова телеграфировала, получили? Будь бодр, здоров и пиши – адрес дам телеграммой. Целую, Ирина.

Письмо с бронепоезда

От кого: Сюрина Владимира Борисовича

Откуда: П.П.С.394, 72 отдельный дивизион бронепоездов Бронепоезд «Балтиец»

Кому: Холоденко П. В.

Куда: Молотовская обл., Поселок Нытва, Советская ул., 18 Ленинград 15/VIII -42г.

Здравствуйте, дорогие родные! Мамочка, Верочка, Рудинька и тетя Катя, шлю я Вам свой боевой привет и наилучшего пожелания в Вашей жизни, а главное здоровья. Пишу я Вам письмо из этой части уже второе. Чувствую я себя хорошо и часть очень хорошая, боевая, сплоченная. Питание в этой части лучше, чем в других частях, в которых я был до этого. Кормят три раза в день. Утром дают хороший суп и 300гр. хлеба. В обед дают суп и кашу с маслом 250 гр. Хлеба и писку 35гр., и чай. Так что это мне вполне достаточно. Ребята очень хорошие, тоже, как и там, много украинцев.

Погода стоит переменная: 13.08.42 был дождь, а вот 14.08.42 было очень жарко. Сегодня также хорошая погода. Дорогая мамуся, я очень прошу сообщить мне, как Вы там живете и как чувствует себя Верочка. Вот кажется и все, что я хотел Вам написать. Пишите ответ обязательно по адресу: П.П.С.394, 72 отдельный дивизион бронепоездов, Бронепоезд «Балтиец», Сюрину В.Б. Целую Вас всех много много раз. Пишите письмо сразу. Ваш сын, брат и племянник Владимир Сюрин. До скорой встречи.