Поезд Победы Поезд Победы

Поезд Победы

«Поезд Победы» — это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.

На сегодняшний день ни в одном музее мира нет такого количества многофигурных композиций в скульптуре, как в «Поезде Победы». Но не только скульптурами уникальна выставочная экспозиция, интересно также и ее мультимедийное сопровождение: 50 видеопроекторов, 18 видеостен, 12 тач-столов, которые благодаря световым и звуковым эффектам воссоздают захватывающие воздушные бои и массированные танковые атаки, рисуют картины походной солдатской жизни и тихие воспоминания мирного довоенного времени. Всё это делает экспозицию более проникновенной, а ощущения от увиденного — более острыми.

Читать далее

Чтобы узнать об инсталляции, листайте вниз

intro

Процесс создания
инсталляции

«Важно, чтобы наши студенты, наша молодежь понимали, через какие испытания прошли их предки. Как смогли выстоять и победить. Наша ответственность перед будущими поколениями — сделать всё, чтобы не допустить повторения подобных трагедий, во имя памяти миллионов людей, погибших и пострадавших.

Победу приближали и на фронте, отстаивая каждую пядь родной земли, и в тылу — на заводах, в научных лабораториях и исследовательских институтах. Во время войны советские ученые ни на секунду не прекращали своих исследований. Водородное топливо, космонавтика, атомная энергетика, реактивные двигатели — всё это появилось уже в мирное время. Наши ученые помогли решить огромное число чрезвычайно трудных задач, необходимых фронту, и тем самым не только приблизили Победу, но и укрепили статус нашей страны как научной державы на многие десятилетия вперед...»

Валерий Николаевич Фальков

министр науки и высшего образования Российской Федерации

«Для нас большая честь участвовать в этом проекте. Это то малое, что мы можем сделать, чтобы показать подвиг наших дедов и прадедов. Я хочу поблагодарить авторов проекта, чувствуется, что всё это создано с душой, пережито и воплощено в этой прекрасной экспозиции. Мы же со своей стороны постараемся сделать всё возможное, чтобы как можно больше людей смогли посетить эту выставку».

Олег Валентинович Белозёров

председатель правления ОАО «Российские железные дороги»

Дмитрий Поштаренко

руководитель творческой мастерской «Невский баталист», автор исторических трехмерных панорам

В каждом вагоне поезда-музея — уникальная история, в которой переплетены драматические события военных лет, исторические факты, судьбы и воспоминания людей.
vagon1
1 вагон

Идея вагона —

Мирное время

Последние часы перед войной. За окном мирная жизнь. Городской вокзал, солнечный летний день.

Пассажирский вагон, в котором едут люди из разных социальных слоев, самых разных возрастов, устремлений, профессий: инженеры, пионеры, лётчики... Повседневная жизнь огромной страны, сконцентрированная в движущемся поезде. Романтика железных дорог, разговоры с соседями, пейзаж за окном. Кто эти пассажиры? Какие планы заставили их отправиться в путь?

Планам этим не суждено сбыться. Мирное время отсчитывает последние часы. 22 июня 1941-го года — день, который навсегда изменит судьбы миллионов советских людей. В 12:15 по радио зазвучит речь председателя Совета народных комиссаров Молотова: «...без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы...»

Как сложилась дальнейшая судьба пассажиров плацкарта, мы можем лишь догадываться, но известно одно: следующие четыре года изменят всё навсегда.

Дмитрий Поштаренко

автор экспозиции

На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом - солдат...
До свидания, мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.

Булат Окуджава

советский и российский поэт, прозаик и сценарист

Идея первой части вагона —

Поезд на фронт

В каждую семью пришла война. Совсем юные мальчишки едут на фронт защищать Родину. От края и до края поднялась огромная страна. В эти дни не было человека — взрослого или ребенка, — равнодушного к судьбе своей страны.

В начале вагона плачет женщина, в ней воплощен образ всех солдатских матерей. В ее слезах — предчувствие того, какие испытания предстоит пройти нашему народу, понимание того, сколько горя принесет война.

На лицах молодых людей, отправляющихся на фронт, — тревога. Впереди — неизвестность, холод надвигающейся беды. В руках у них солдатские медальоны, которые выдавались каждому зачисленному на военную службу: в такой медальон вкладывалась записка с указанием основных данных бойца, чтобы опознать его в случае гибели.

2 вагон

Виталий Зеленков

скульптор

vagon2
pismo
vagon2

Экскурс в историю
теплушек

vagon2
vagon1

Идея второй части вагона —

Окоп

В этой части состава остро ощущается контраст между мирным спокойным временем, которое было еще совсем недавно, и внезапно обрушившейся на страну войной, надвигающимся ужасом разлук, потерь безвременья.

Первые оборонительные операции, нехватка опыта у большинства бойцов и первые потери. Декорации иллюстрируют фрагмент линии укреплений, окопов и траншей на передовой в битве за Москву.

Взятию столицы СССР Гитлер придавал огромное значение, падение города должно было продемонстрировать всему миру триумф «молниеносной войны». Советское командование уделяло особое внимание организации обороны дальних и ближних подступов к Москве: строительство оборонительных рубежей началось еще в июле, и в этих работах участвовало до 250 тысяч человек. В невероятно трудных условиях осуществлялось тыловое обеспечение войск, не хватало горючего, автотранспортных и ремонтных средств. Несмотря на это, 5 декабря 1941 года войска Красной армии перешли в контрнаступление, ставшее первым большим успехом в истории Великой Отечественной войны.

vagon2

Ульяна Мазурова

специалист по выставочной
деятельности

vagon3
vagon3
3 вагон

Идея вагона —

Концлагерь

Напоминание об одном из самых страшных преступлений Третьего рейха — концентрационных лагерях, местах массового заточения и уничтожения людей. Узников нацистских лагерей ожидали бесчеловечные эксперименты, пытки, голод, расстрелы, газовые камеры. Все эти ужасы не может вместить человеческий разум. Но человечество должно об этом знать и помнить спустя десятилетия и века.

vagon3

Идея первой части вагона —

Санитарный вагон

Забота о раненых на войне — тоже своего рода поле боя, где идет борьба за спасение человеческих жизней. Перед глазами — трагедия сильных мужчин, ставших инвалидами, трагедия молодых солдат, столкнувшихся с ужасами войны в самом начале жизненного пути. Демонстрация тяжелой, но очень важной работы медиков, их великого подвига — главная задача этой тематической зоны.

4 вагон
vagon4
vagon4

Экскурс в историю
военно-санитарных
поездов

Примеры вагонов военно-санитарного поезда

vagon4

«На каждую медсестру приходилось по 165 раненых. В груженый рейс практически не спали. Каждое утро — обход врача, назначения, перевязки, кормление, поддержание чистоты в вагоне. Потом писали письма под диктовку раненых, читали им вслух».

Александа Киселева

медсестра военно-санитарного поезда №312

11 863 поезда

Было задействовано за годы войны в перевозках по эвакуации раненых.

5 млн человек

Общее число вывезенных железнодорожным транспортом раненых и больных за всю войну.

pismo
vagon4

Идея второй части вагона —

Наука

Значителен вклад науки в Победу в Великой Отечественной войне. Труд ученых и конструкторов в предвоенные и военные годы позволил осуществить разработку первоклассных самолетов и танков, артиллерийского и стрелкового вооружения, реактивных систем залпового огня и наладить их массовое производство.

Под руководством физиков А. П. Александрова и И. В. Курчатова были проведены работы по обеспечению защиты военных кораблей от магнитных мин. Исследования математика М. В. Келдыша существенно улучшили лётные характеристики боевых самолетов, за что в 1942 году он был удостоен Сталинской премии. Конструкторскими бюро С. В. Ильюшина, А. В. Яковлева, А. Н. Туполева, С. А. Лавочкина и других были сконструированы самолеты, обеспечившие превосходство нашей авиации в воздухе.

При активном участии ученых удалось в сжатые сроки перевести промышленность на военные рельсы и наладить поточное производство боевой техники.

Труды военных медиков и микробиологов Н. Н. Бурденко, А. Д. Сперанского, З. В. Ермольевой и других обеспечили успешное лечение раненых в полевых условиях.

Гигантский прорыв в науке позволил Красной армии получить преимущество на поле боя.

vagon4
5 вагон

Идея первой части вагона —

Банно-прачечные поезда

Банно-прачечные поезда в годы войны стали важнейшим средством соблюдения санитарно-эпидемиологических норм в армии. Чистота и гигиена — основа здоровья масс, а болезни значительно ослабляют армию. В вагонах банно-прачечных поездов находились душевые кабины, сушилки, дезинфекционные камеры. Зачастую для солдат это было единственной возможностью помыться в периоды долгих походов.

vagon5

Экскурс в историю
банно-прачечных
поездов

pismo
vagon5
vagon4

Фридрих Паулюс

немецкий военачальник

Также в этом вагоне посетители экспозиции впервые видят немцев: это солдаты, недавно взятые в плен под Сталинградом и приведенные в банный вагон по приказу советского командования, а среди них — генерал-фельдмаршал 6-й армии Фридрих Паулюс.

vagon5
vagon5

Идея второй части вагона —

Блокада

Одна из самых трагических страниц истории Великой Отечественной войны — блокада Ленинграда. Почти на 900 дней немецко-фашистские войска отрезали город с суши. Единственное, что соединяло Ленинград с Большой землей, —это Дорога жизни. Она проходила через Ладожское озеро: летом — по воде, а зимой — по льду.

Блокада Ленинграда стала самой продолжительной и самой жестокой в современной истории. От холода, голода и обстрелов погибло около 700 тысяч человек.

vagon5

О строительстве
“Дороги Победы”

vagon5
vagon5
6 вагон

Идея первой части вагона —

Штабной вагон

Успех операции «Багратион», одной из самых масштабных наступательных операций в истории, во многом был обусловлен возросшим военным мастерством командования советской армии. С точки зрения военной науки наступление в Белоруссии является одной из вершин полководческого таланта.

Именно поэтому рассказ о великой Победе был бы неполным без истории о том, как в военных штабах рождались планы битв и сражений, во многом предопределивших исход войны.

Героем этого вагона стал неприхотливый в быту и любимый солдатами маршал Рокоссовский, получивший маршальскую звезду, а потом и звание Героя Советского Союза за операцию «Багратион».

Успех сопутствовал Красной армии не только на поле боя, но и в новой сфере противоборства — радиоэфире. Здесь блестящую победу одержали советские контрразведчики.

vagon6

Идея второй части вагона —

Бронепоезд

Ярко проявили себя во время войны бронепоезда. Одним из самых известных стал бронепоезд «Илья Муромец», построенный на средства железнодорожников Муромского узла в подарок Красной армии. Бронепоезд практически дошел до Берлина. Ему оставалось всего 50 км до города, но мост через реку Одер оказался разрушен.

В этой тематической зоне посетитель может не только оказаться внутри бронированного поезда, но и увидеть подбитый немецкий бронепоезд, а также стать свидетелем воздушного боя.

vagon5

Экскурс в историю
поездов

pismo

Дмитрий Поштаренко

автор экспозиции

vagon6

Евгений Никулин

художник

vagon6
vagon7

О поездах Победы

7 вагон
vagon5

Идея вагона —

Победа,
возвращение домой

Это сидячий вагон, повторяющий интерьер второго вагона поезда.

Весна 1945 года. 1418 дней войны позади, они оставили не только шрамы на теле, но и глубокий след в душах людей, прошедших это страшное испытание. На фронт уходили молодые, порой неопытные пареньки и девушки, а возвращаются возмужавшие, уверенные в своей силе и правоте победители.

pismo
vagon7

Дмитрий Поштаренко

автор экспозиции

vagon5

А сколько не вернулось с фронтов! Сколько было погребено под слоем золы, пыли и крови! Сколько семей не дождалось своих любимых мужей, отцов, братьев и сестер!

Но эти возвращаются. На полустанках, станциях и вокзалах их будут встречать с цветами, слезами и оркестрами. Они возвращаются и героическими усилиями, со всем советским народом, будут восстанавливать разрушенную, разоренную страну.

Люди военного поколения — настоящие герои. Они не ждали почестей, наград или славы. Они просто хотели, чтобы жили мы с вами.

vagon7

Поезд — это метафора жизни человека. Каждому из нас, глядя в глаза тех, кто защищал нашу Родину, стоит задуматься, для чего и как мы живем, достойно ли распоряжаемся даром, полученным от поколения победителей, — даром жизни.

Виртуальный тур vagon7 vagon7

«В вагоне было просторно, и мы частенько залезали на багажные полки под самый потолок под лучи ярких электрических ламп, где мирно и дружественно проводили время. Эти полки мы называли, конечно, не иначе, как "раем", ибо на них было чертовски уютно и душепокоряюще».

Лев Федотов

советский школьник, ставший известным благодаря сделанным им в своем дневнике прогнозам

Дорога на фронт

20.03.1942

От кого: Масарновского Ефрема Евдокимовича

Откуда: С фронта, село Шевченко, Харьковская область

Кому: Масарновской Екатерине Тимофеевне

Куда: Город Нальчик

Здравствуйте, дорогая моя семья: Катя, сынок Вова, Толя и доченька Вера. В первых строках моего письма я посылаю вам свой привет и желаю всего хорошего в вашей жизни. Быть здоровыми и пожелайте мне всего хорошего, т.к. я сейчас сижу пишу письмо и все слышно, что делается на фронте, и слышно, как грохочут пушки, пулеметы и другое. Так вот, дорогая женушка Катя, и мои детки, если вы счастливые, то я может быть вернусь и снова станем жить как жили. 22 марта нужно будет предполагать, что я уже буду сражаться с фашистскими захватчиками, т.к. фронтовой гул очень близко, каких-нибудь 15-20 км, ну ничего, только, дорогая женушка и семья, я прошу вас, чтобы вы мне тоже пожелали моих успехов, моей победы и вернуться благополучно домой и снова заживем счастливой жизнью. Передавай привет всем Бабровским и Варе и Шуре и скажи тете Бабровской, чтобы она прописала Дмитрию Даниловичу о моей судьбе, что я нахожусь в таком положении, как он думал, а буду на самой передовой линии. Если увидишь механика Чернова, то ему тоже передавай привет. Словом, передавай привет всем, которые меня знают. Писал я тебе из города Воронежа, но нас привезли сюда, в Харьковскую область из Воронежа. Мы побыли три дня и потом мы снова погрузились на поезд и прибыли 20 марта сюда, в Харьковскую область. Но большое наше счастье, что мы благополучно переправились поездом. Словом, буду жив и закончим эту навязанную Гитлером войну, тогда устно все расскажу. С тем до свидания, передавай привет Маме от меня, о моей судьбе, о мне. Дорогая Катя, сейчас писать всем трудно, потому что я сейчас сам не свой. С тем, до свидания.

Письмо из эвакуации

18.06.1942

От кого: Пятачкова Павла Дмитриевича

Откуда: Южнокамск (Эвакуация), Молотовская обл., ул. Ким, д. 2

Кому: Пятачкову Андрею Павловичу

Куда: г. Казань завод №2, ул. Чехова, д. 2/3, кв. 3

Здравствуй, дорогой сынок Андрей Павлович, шлем тебе сердечный родительский привет, желаем наилучших успехов и доброго здоровья от родителей, твоих папы и мамы, и сестры Ксении, Вали и Рае. Андрюша, могу тебе сообщить, что я доехал до своих в порядке, от Молотова 25 км шел пешком, а остальной путь ехал, наши все живы, но продуктов у них кое-каких нет. Мука есть, нет картошки и нет никаких жиров. Придется мне опять идти в поход. Андрей, в эту ночь под 14-е я билета так и не достал, всю ночь сидел на вокзале, пристроился с военными, а так с вокзала выгонят, а утром 14 июня я достал билет случайно на добавочный поезд и был очень доволен. Несмотря на то, что он был товарный, но вот в 3 часа дня стали давать на Свердловский поезд, я был первый в этой кассе. Давали сперва транзитным, ну подаю так это и я среди транзитников. Смотрю к моему удивлению выдали и мне, хотя с возражением кассирши. И только дали мне один билет и касса объявила, мест больше нет. Я первый билет продал за свою цену, а с этим билетом уехал в Пермь через Свердловск. В Свердловске попал с поезда и прямо на поезд, но только вагоны товарные. От Свердловска до Перми ехал в товарном вагоне, но шел поезд быстро, ехал аккуратно сутки. От Молотова до своих половину ехал, а половину шел пешком. Конечно, порядочно устал, но здесь у наших дошла картошка, а они одно боятся идти, потому что здесь стали отнимать продукты и вещи. 19-го числа придется идти в путь за картофелем. Иван им прислал письмо и пишет, что завод хлопочет о возвращении обратно в Москву оставшихся здесь людей, если это удастся, то может быть скоро отсюда уедем. Павлу буду посылать телеграмму, чтобы прислал денег. Ну пока все. До свидания. Шли письмо и пропиши сколько заплатили за сапоги, за починку и приходил ли к тебе Трифонов. Андрей, если тебя мобилизуют там, то может быть, если успеешь пришли сюда нам бумажку и вид справки, что тебе действительно мобилизовали. Я по такой бумажке буду хлопотать, чтобы приехать за твоими вещами. Ну пока, до свидания. С приветом к тебе, твой папа.

Письмо из санитарного поезда

03.04.1945

От кого: Киселева Иннокентия Марковича

Откуда: Из санитарного поезда, проездом через Москву

Кому: Васильевой Антонине

Куда: Москва 68, Восточная ул., кор. 7 кв. 263

Здравствуй, Тонюша!

Вот я и в Москве, наш санпоезд двигается дальше, буду в Иванове, рядом с Москвой. Дела идут хорошо. Вот видишь, пишу уже правой рукой, но рана на ней ещё большая. Вчера стоял на ногах только 5 минут. Скоро буду ходить. Левая нога имеет три раны, чувствует себя прекрасно. Правая – четыре раны, тоже чувствует хорошо. Повреждены только мягкие ткани. Как говорят, «заживет как на собаке!» Приеду в госпиталь, напишу. А пока крепко, крепко целую тебя.

Твой Кеша.

Письмо с фронта

От кого: Макарова Михаила Фёдоровича

Кому: родным

Куда: Молотовская обл., В-Городковский, д. Комариха

Здравствуйте, Мама, Шура, Маня, Витя, Лиза, Люся. Пишу ——— из города, ранее захваченного немцами. —— от него очень далеко. В —— говорят, слышна орудийная стрельба. Видел разрушенные дома, а стекла во всех домах выбиты. Приехали утром. Сейчас сходили в поезд-баню. Помылись очень хорошо. Здесь уже тает, а мы в валенках, так что не очень приятно. Москву посмотреть не удалось, очень жаль. Ну ничего.

До свидания.

Ваш Макаров М.

Письмо с фронта

09.08.1944

От кого: Ирины

Кому: Лаврентьеву Юрию Александровичу

Куда: г. Иркутск, ул. 5-ая Красноармейская, №15 кв. 4

Здравствуй, папа! Вот уже кажется и недалека цель, но продвигаемся медленно. В настоящее время проезжаем по территории, бывшей в оккупации у немцев. На каждом шагу можно встретить следы войны. По линии железной дороги окружают железные скелеты от разрушенных вагонов, паровозов, мостов. В полях навсегда остались лежать немецкие «тигры» и «ферденанды», скелеты машин. Развалины домов, вокзалов и пр. Была в Харькове. Красавец город представляет развалины. В городе тяжелый запах. Но, не смотря на это, город живет полной жизнью. Работают учреждения, во всю идут восстановительные работы. По улицам на тележках, лошадях и машинах со всех сторон возвращаются эвакуированные. Картина, конечно, очень тяжелая. Ты её можешь видеть на экране в кино. Что я видела в кинодорожках, теперь все представилось моим глазам наяву.

Несмотря на все это, жизнь здесь недорогая. Хлеб на рынке 100 руб. буханка. Молоко 20 руб. литр, яички 50-60 руб. Масло 200 руб. кг. Сметана 10 рублей стакан. Вишня, малина, смородина 4-5 руб. стакан. Отведала вишень и с ветки рвала сама. Что касается природы, то природа здесь своеобразно красива, много садов, на полях уже местами жнут хлеб. Но папа, ты как сибиряк должен гордиться и сибирской природой. За все время дороги нигде не проезжала таких могучих, стройных лесов – нигде нет леса лучше сибирской тайги и нет реки лучше Ангары. В отношении здоровья все в порядке.

Изнемогаем все от жары, весь день чуть ли не нагишом и кутаешься в мокрое. Погода очень жаркая, по ночам очень часто бывают грозы. Ну, папа, пока всего хорошего. Из Харькова телеграфировала, получили? Будь бодр, здоров и пиши – адрес дам телеграммой. Целую, Ирина.

Письмо с бронепоезда

От кого: Сюрина Владимира Борисовича

Откуда: П.П.С.394, 72 отдельный дивизион бронепоездов Бронепоезд «Балтиец»

Кому: Холоденко П. В.

Куда: Молотовская обл., Поселок Нытва, Советская ул., 18 Ленинград 15/VIII -42г.

Здравствуйте, дорогие родные! Мамочка, Верочка, Рудинька и тетя Катя, шлю я Вам свой боевой привет и наилучшего пожелания в Вашей жизни, а главное здоровья. Пишу я Вам письмо из этой части уже второе. Чувствую я себя хорошо и часть очень хорошая, боевая, сплоченная. Питание в этой части лучше, чем в других частях, в которых я был до этого. Кормят три раза в день. Утром дают хороший суп и 300гр. хлеба. В обед дают суп и кашу с маслом 250 гр. Хлеба и писку 35гр., и чай. Так что это мне вполне достаточно. Ребята очень хорошие, тоже, как и там, много украинцев.

Погода стоит переменная: 13.08.42 был дождь, а вот 14.08.42 было очень жарко. Сегодня также хорошая погода. Дорогая мамуся, я очень прошу сообщить мне, как Вы там живете и как чувствует себя Верочка. Вот кажется и все, что я хотел Вам написать. Пишите ответ обязательно по адресу: П.П.С.394, 72 отдельный дивизион бронепоездов, Бронепоезд «Балтиец», Сюрину В.Б. Целую Вас всех много много раз. Пишите письмо сразу. Ваш сын, брат и племянник Владимир Сюрин. До скорой встречи.